На главную http://iovrao.ru

ИОВ РАО преобразован в ФГНУ "Институт культурологии образования" РАО. Информация на этом сайте носит архивно-исторический характер, за исключением страницы журнала "Человек и образование" и раздела полезных ссылок.








Сегодня Четверг 23 Июня 2016 года



Труды сотрудников ИОВ РАО

 

Н. П. Литвинова

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ НАРОДНЫХ ШКОЛ

 

В статье на основе выявленных в исследовании тенденций развития высших народных школ России и Украины определены основные перспективы развития их деятельности. В качестве основных технологий развития предложены укрепление социального партнерства и организация сетевого взаимодействия как между ВНШ, так и с близкими по целям и участникам университетами третьего возраста в России и за рубежом

 

В Национальном докладе «Развитие и состояние дел в области образования взрослых», подготовленном Министерством образования и науки Российской Федерации и представленном на Всемирную конференцию ЮНЕСКО по образованию взрослых в декабре 2009 г. (г. Белен, Бразилия) в качестве примера положительного опыта и инновации в российском образовании взрослых описана деятельность высшей народной школы (ВНШ) Санкт-Петербурга и сети школ «Обучающийся регион».

Образование в Народной школе решает важную социальную функцию, помогая пожилому человеку ориентироваться в современной жизни, адекватно реагировать на происходящие в ней изменения – как в ближайшем окружении, так и в мире в целом. Работа ВНШ способствует смягчению социальной напряженности в обществе, созданию условий для общения и активного участия в жизни старшего поколения людей.

Модель, созданная на основе работы Высшей народной школы Санкт-Петербурга, получила распространение в ряде территорий России и стран СНГ, с которыми поддерживаются постоянные рабочие контакты [1, c. 43?47].

Отметим общие тенденции развития ВНШ:

– постепенное достижение все большего разнообразия удовлетворения образовательных и досуговых потребностей взрослого населения;

– движение в сторону увеличения межпоколенных программ и обучения взрослых любого возраста;

– включение в неформальное образование все большего числа университетов;

– повышение квалификации педагогов и социальных работников как фактор развития образования взрослых;

– растущее общественное понимание важности обучения на протяжении всей жизни;

– тесная интеграции государственных образовательных учреждений, частных учебных заведений и общественного сектора.

Учитывая складывающиеся тенденции в работе этих школ, их потенциальные возможности и богатый мировой и отечественный опыт, рассматривая их деятельность как один из возможных способов обеспечения активного образа жизни взрослых людей, укрепления физического и психического здоровья старшего поколения наших граждан, мы видим необходимость дальнейшего развития ВНШ в следующих важнейших направлениях.

1. Расширение социального партнерства всех участников организации обучения и досуга.

С точки зрения административной, ВНШ могут быть самостоятельными, подразделениями общественных организаций или структурными единицами школ и вузов; с позиции содержания и форм работы – они могут сотрудничать с разными сетями – музеями, театрами, библиотеками, социально-досуговыми отделениями. Это обеспечит непрерывное повышение квалификации персонала и повышение качества оказываемых услуг.

Общественный и государственный сектор, предприниматели на договорной основе могут взять на себя ответственность за развитие разнообразных центров активности. Партнерские связи учебных заведений, интеграция учреждений формального и неформального образования позволят более рационально использовать совокупную материальную базу, приблизить оказание услуг к дому, разнообразить их предложение.

В условиях ограничения ресурсов, направляемых на развитие просветительских и образовательных программ для взрослого населения, социальное партнерство посредством установления постоянных связей между различными учреждениями и организациями продвигает идею обучения на протяжении всей жизни, способствует ее институциализации, «опривычиванию», включает в ее реализацию все более широкие круги заинтересованных и сотрудничающих в сфере образования взрослых.

2. Развитие сетевых структур взаимодействия. Увеличивающееся давление финансовых структур и соответствующих законов в отношении рынков, которые становятся более сложными и комплексными, вынуждает всех участников рынков реагировать на это созданием сетевых структур. Такая динамика уже давно охватила также организации системы образования и досуга, которые прежде не зависели так сильно от процессов, образующих рынок.

Каждый партнер представляет ценность для сети, потому что в каждой организации есть нечто полезное и об этом положительном можно рассказать.

Первые шаги к сетевым структурам ВНШ сделали университеты в силу сложившейся в 90-е годы прошлого столетия сети филиалов и представительств, например, высшие народные школы работают не только в университетах, но и на базе их филиалов. Эти сети можно назвать вертикальными, их создание требует значительной организационной работы, но не является конечной целью.

В области развития образовательных программ для взрослых намного сложнее создание горизонтальных сетей, поскольку речь идет о координации, взаимопомощи и сотрудничестве независимых организаций и учреждений, подчиняющихся административно разным ветвям власти. С 2008 года начала работать первая сетевая Высшая народная школа в г. Боровичи Новгородской области. Она объединила самые разнообразные учреждения и организации. Для некоторых из них образовательная деятельность является основной, для других – сопутствующей, а для третьих – эпизодической.

В настоящее время разрабатывается сетевой проект социально-досуговых отделений комплексных центров социального обслуживания населения и Высшей народной школы Санкт-Петербурга – создание первой в России ВНШ пансионатного типа, как в скандинавских странах (на базе пансионата «Красная звезда» в пос. Смолячково).

3. Преодоление изоляции, введение межпоколенных программ.

ВНШ – это школа для взрослых. В современной России этот тип учреждений неформального образования восстановлен в конце 90-х годов прежде всего как центр обучения для пожилых людей. Интересно, что если нас от первых школ отделяют полтора столетия, то специализированные датские школы для пожилых возникли лишь в 1971 г. в Ниссуме, Кольте и Мариенлисте.

Все предпосылки стать во главе сетевых региональных ВНШ для взрослого населения имеют университеты. Это будет вполне соответствовать их роли, как ее понимает ЮНЕСКО, образовательного, просветительского и культурного центра, ответственного за развитие населения региона.

Во всех народных школах отмечается тенденция к развитию межпоколенных программ. Введение межпоколенных программ – это запуск двигателя целевого обмена ресурсами обучения между старшим и молодым поколениями для индивидуального и социального роста. Основа эти программ – внедрение идей, разработанных на разных базах, включая школы, сообщества, предприятия, госпитали и рабочие места.

Существует четыре модели межпоколенного обучения: старшее поколение учит детей и молодежь; дети и молодежь учат старшее поколение; молодежь и старшее поколение учатся вместе по одному заданию; дети, молодежь и старшее поколение вовлечены в неформальное провождение свободного времени.

Обучение на протяжении жизни подчеркивает слово «различие» как основу креативности. Вклад межпоколенных программ состоит в том, что они представляют собой разработку новых обучающих возможностей и культурных ценностей, а также увеличивают синергию культур молодых и пожилых. Примеры межпоколенных культурных программ можно найти во многих странах мира.

Межпоколенные программы помогают нашему обществу образовать синергию, разрабатывая формы обучения и кооперацию между молодыми людьми и старшим поколением с помощью диалога, общения.

Предлагаем начать возрождение традиции межпоколенных программ с фантастически интересной, касающейся всех людей темы – изучение и сохранение всемирного культурного и природного наследия. Так как программа «Всемирное природное и культурное наследие» носит стартовый характер, нами подготовлено научно-методическое пособие по курсу [2]. Познать красоту природы, оценить шедевры, созданные человеком, сохранить и приумножить богатство, накопленное человечеством, отметить неповторимость обаяния своей «малой» родины, открыть душу творчеству – вот к чему мы стремимся, приглашая начать разработку курсов и обучение по общеобразовательной межпоколенной программе «Всемирное культурное и природное наследие».

4. Расширение волонтерского движения в области неформального образования взрослых.

2011 год объявлен в Европе годом волонтерского движения. Привлечение волонтеров к работе в народных школах не является для нас новым, поскольку условия выживания с первого дня их существования потребовали значительного числа энтузиастов, которые выполняли организационную, педагогическую и техническую работу. Деятельность волонтеров позволяет при минимальных затратах достичь поставленной цели, так как она строится на трех принципах.

Принцип «нулевой политики» означает, что волонтеры концентрируются на достижении целей и требований настолько, насколько это возможно.

Принцип «нулевой бюрократии». Когда у волонтера возникает хорошая идея, ее внедрение будет достигнуто быстрее и эффективнее, так как нет необходимости идти к руководителю для одобрения, а ему – к своему руководителю.

Принцип «нулевого бюджета» означает, что волонтеры не будут воспринимать деньги как главное условие для выполнения необходимых программ, которые связаны с целями и обязанностями организации. С наличием или при отсутствии денег волонтеры будут выполнять созданные программы так хорошо, как они могут [3, c. 163–167].

Для того чтобы помощь волонтеров была более эффективной, ВНШ должны уметь устанавливать контакты с волонтерскими организациями или способствовать их созданию, привлекать профессуру, известных специалистов, политиков, артистов, студенчество и старшеклассников к сотрудничеству, иметь подготовленную документацию для оформления их работы, сертификаты и дипломы, подтверждающие их вклад в общее дело, традиции их вручения, благодарственные письма в организации, где работают или учатся добровольные помощники, пропагандировать их работу в местных СМИ.

Волонтеры не только оказывают конкретную помощь в работе школы, но и становятся еще и «агентами влияния», формируют общественное мнение, распространяя информацию о школе, привлекая новых людей, а также повышают и собственный имидж в глазах друзей, знакомых и сослуживцев.

5. Формирование единого информационного пространства для участников досуговой и образовательной деятельности среди пожилых людей.

Высокий образовательный ценз старшего поколения горожан определяет высокий уровень дифференциации запросов и требований к качеству их удовлетворения. Это требует аккумуляции всей информации о происходящих событиях, расписании занятий кружков и клубов, возможностях взаимопосещений, организации общегородских мероприятий и т.д. Необходимо создание сайта «Активное долголетие: досуг, обучение, работа», на котором будет размещаться полезная информация. К работе сайта желательно привлечь близкие по содержанию работы редакции радио и телевидения.

6. Включение всех руководителей и специалистов ВНШ в процесс повышения квалификации и создание условий для их личностного развития.

Специалисты, работающие с сфере досуга и образования взрослых, должны обладать специфическими знаниями в области андрагогики, знать основы социальной работы. Высокие требования к квалификации, связанные с высоким уровнем образования и богатым жизненным опытом старшего поколения, сложности общения, часто вызываемые возрастом обучаемых, на фоне невысокой оплаты труда и невысокого престижа работы с пожилыми определяют и специфическую кадровую политику в этой сфере.

Поэтому организация непрерывного повышения квалификации – первый принцип кадровой политики. В современных условиях участие в работе межличностных и межинституциональных сетей является все более важной частью деятельности профессионала, позволяющей оставаться в потоке информации и постоянно узнавать обо всем новом и эффективном в своей области.

Второй принцип – многообразие форм морального и материального поощрения (профессиональные конкурсы, направление на учебу, выделение льготных путевок на отдых, введение почетных званий и т.д.). Например, на первом Форуме высших народных школ в Санкт-Петербурге (01.10 2009) было принято Положение о почетном звании «Народный просветитель», которое общественность может присваивать преподавателям высших народных школ. Сейчас эту форму общественного признания преподавателей, работающих со взрослыми, используют ВНШ городов России и Украины, социально-досуговые отделения комплексных центров социального обслуживания населения, университеты «третьего возраста» [4, с. 259–260].

Третий принцип – гармонизация жизненных целей преподавателей, модераторов кружков, руководителей клубов, волонтеров, интересов социальных партнеров с перспективами ВНШ, с тем чтобы добиться стабильности работы школы.

7. Продолжение и укрепление сотрудничества в рамках сетевого проекта «Обучающийся регион» и установление рабочих контактов с другими странами и международными сетями, поддерживающими образование в «третьем возрасте». Круг участников проекта расширяется, так как в ходе проведения десятой юбилейной Недели образования в 2009 г. было принято решение создать рабочие группы в территориях, выступивших с инициативой начать такую работу (Хвойнинский район Новгородской области, Альшеевский район Республики Башкортостан, Усольский район Иркутской области и г. Новокузнецк Кемеровской области).

За время работы ВНШ Санкт-Петербурга установила прочные контакты со многими партнерами. Первый опыт мы получали в самых крупных ВНШ– в Мюнхене (Германия) и УНИ-3 в Риме (Италия). Сегодня доминирует многолетняя дружба с финскими, шведскими и датскими школами. С ВНШ г. Карис (Финляндия) более 15 лет проводятся августовские семинары по различным проблемам образования взрослых, в последние годы в программу включаются также посещения школ и учебных центров Швеции и Эстонии [5, c. 25?36].

С 2007 г. установлен обмен опытом с Университетом третьего возраста (УНИ-3) в г. Далянь (Китай). В этой школе учатся люди разных возрастов, от 40 и выше. Многие пожилые китайцы ходят в эту школу по несколько лет. Предметы, которые изучают пожилые китайцы, самые обычные: каллиграфия для начинающих и для повышающих свое мастерство, рисование, английский и японский языки, компьютерная грамотность.

С 2009 г. началось активное освоение опыта Латинской Америки. Установлены партнерские связи с УНИ-3 Рио-де-Жанейро и УНИ-3 Монтевидео, являющимися членами Сети открытых университетов неформального образования взрослых RUA UNI 3 (Аргентина, Боливия, Бразилия, Мексика, Перу, Уругвай и Венесуэла). Свою миссия RUA обозначает как поддержку социальной интеграции через неформальное образование взрослых, позволяющая каждому человеку реализовать свое право на существование, участие и вклад в развитие своего общества: отдавать и получать, принимать решения, находить новых друзей, сделать свою жизнь достойной. богатой и гармоничной.

Яркое подтверждение этому – работа УНИ?3 Рио-де-Жанейро: «Центр поддержания совместной жизни представляет собой комфортное место, где пожилые люди вовлечены в активную жизнь, где у них есть наполненный смыслом досуг, где они общаются и поддерживают друг друга. Здесь имеются курсы изучения иностранных языков, информатики, театрального искусства, мимики и жеста, танцев, музыки, кино и психомоторных реакций, специальные курсы сохранения и развития памяти, шахматного искусства, группы по интересам: чтения, письма и математики, истории. Одна из главных целей состоит в том, чтобы раз и навсегда опровергнуть саму мысль о неспособности пожилых людей к усвоению нового» [7, c. 2; с. 23–25].

Разумеется, каждое из предложенных направлений развития ВНШ требует разработки отдельных проектов, составления бизнес- плана по сайту, преодоления ряда межведомственных барьеров. Однако движение в предложенных направлениях, несомненно, будет шагом к высочайшему культурному достижению нации.

Преодоление возрастных барьеров в образовании, развитие образования взрослых способствуют консолидации российского общества. Интегрируя присущие разным поколениям возможности, образовательные программы создают особую атмосферу познания окружающего мира, предпосылки сохранения духовного наследия и возрождения социального оптимизма россиян.

Литература

  1. Развитие и состояние дел в области образования взрослых : Национальный доклад Российской Федерации (подготовлен М-вом образования и науки РФ). – C. 44–47. [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.unesco.org/fileadmin /multimedia /institutes /uil /confintea /pdf/National_Reports/Europe%20-%20North%20America/Russian_Federation.pdf
  2. Всемирное культурное и природное наследие : учеб.-метод. пособие / сост. А. В. Груздева и С. А. Иванова ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. П. Литвиновой.– СПб.: Тускарора, 2007. – 162 с. (Сер. Образование взрослых в современном мире. Т. 7).
  3. Мерсиека Ч. Волонтерские организации: источники их успехов // Социально-экономическое развитие в контексте стран и регионов Европы : материалы междунар. конференций 2009 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. П. Литвиновой. – СПб.: Тускарора, 2009. – С. 163–167.
  4. Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики : моногр. / под ред. Н. П. Литвиновой и О. В. Гординой. – Иркутск ; СПб.: Изд-во ВСГАО, 2009. – 294 с.
  5. Китай: история и современность. Образовательная экспедиция «Далянь-2008» / под ред. Н. П. Литвиновой. – СПб.: Тускарора. – 80 с. (Сер. Образование взрослых в современном мире).
  6. Solo fertil, fruto maduro, sabor de viver. Is anos da UnATI, UERJ, Rio de Janeiro, 2008, 72 рр

 

ЧЕЛОВЕК и ОБРАЗОВАНИЕ. - 2010. - №4. - С.15-19.