На главную http://iovrao.ru

ИОВ РАО преобразован в ФГНУ "Институт культурологии образования" РАО. Информация на этом сайте носит архивно-исторический характер, за исключением страницы журнала "Человек и образование" и раздела полезных ссылок.








Сегодня Четверг 23 Июня 2016 года



Труды сотрудников ИОВ РАО


Е. Г. Кор
олёва

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ


В статье рассматривается понятие «социальное исключение» как социальное явление, динамика его развития, смысловое содержание в зависимости от временного этапа, особенности проявления исключения в сфере образования. Проанализирован потенциал открытого образования в преодолении социального исключения


Социальное исключение (социальная эксклюзия) – проблема, которая затрагивает все стороны социальной жизни: политику, экономику, культуру. Не является исключением и сфера образования на всех уровнях, начиная от дошкольного образования и заканчивая образованием взрослых.

Социологи констатируют, что на макроуровне социальное исключение проявляется как дезинтеграция, сопровождающаяся разрывом социальных связей и потерей социальной сплоченности. На уровне отдельных групп социальное исключение характеризуется «прогрессирующей маргинализацией, обусловливающей экономические лишения и различные варианты социального и культурного неравенства». Социальное исключение может сопровождаться различными дисфункциями (распад семей, бездомность, преступность и т.д.), а также возрастающей зависимостью определенных категорий молодежи и взрослых от государственной поддержки [1].

К факторам риска, увеличивающим опасность социального исключения, относят: долговременную безработицу; низкую зарплату, неквалифицированный труд; низкий уровень образовательной подготовки и ранний уход из школы; воспитание в семье, подверженной риску; инвалидность; плохое здоровье; употребление наркотиков и алкоголизм; проживание в депрессивных районах и регионах и т.д.

Социальное исключение как научное понятие стало использоваться в 60-е годы прошлого века, когда послевоенное общество, достигнув определенного уровня социального благополучия, обратило внимание на группы, оставшиеся на периферии социальной жизни. Каждое новое десятилетие наполняло его новым смыслом, обозначая круг наиболее значимых социальных проблем. Социолог С. Погам выделяет следующие этапы использования понятия «социальное исключение» в условиях ХХ века:

–  60-е годы: социальное исключение как объяснение существования определенной группы населения на обочине экономического прогресса. Главной в данном подходе остается проблема социального неравенства и его воспроизводства;

–  70-е годы: социальное исключение – это не индивидуальный, а коллективный феномен, возникающий в результате функционирования социальной системы. При этом в качестве причин возникновения исключения называются следующие социальные процессы: урбанизация; стандартизация школьной системы; смена привычной среды, вызванная профессиональной мобильностью; неравенство в доходах и т.д.;

–  80-е годы: термин «социальное исключение» вытесняется термином «нестабильная ситуация», она связывалась в основном с ростом безработицы и возможностью «благополучных» граждан оказаться в роли невольно исключенных («новых бедных») из социальных процессов;

–  90-е годы: понятие «социальное исключение» наполняется новым содержанием. Оно стало связываться не столько с воспроизводством бедности (неравенства), сколько с разрывом социальных связей и кризисом идентичности. Обусловлено это в первую очередь тем обстоятельством, что в развитых европейских странах произошла некоторая стабилизация уровня бедности в экономическом смысле, однако это не уменьшило процесс социального исключения, которое распространяется все шире и затрагивает почти всех членов общества.

Таким образом, социальное исключение определяется как результат ослабления социальных связей, «который в реальности узаконивает неравную способность индивидов приспосабливаться к быстрым изменениям». Следствием исключения становится «социальная дисквалификация» [2].

В сфере образования социальное исключение проявляется как ограничение доступа определенных групп населения к образовательным ресурсам. Особенно остро эта проблема обозначилась в 90-е годы прошлого столетия, когда принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании» положило начало наступлению не только на «прежнюю» систему образования, но и на права граждан, прежде всего детей, подростков, молодежи в области образования. Сложилась принципиально новая ситуация, которую ученые охарактеризовали как «отлучение человека от образования». Предпринятые законодательные меры по исправлению последствий применения закона – лишь в 1994 г. специальным указом Президента были отменены некоторые пункты закона, в частности снято ограничение на прием учащихся в 10-е классы – не устранили проблему по существу.

В настоящее время исключение в сфере образования инициируют такие явления, как существование открытых и «скрытых» форм платного образования, сокращение альтернативных форм получения высшего образования (вечернего, заочного), недостаточное количество вечерних (сменных) школ, центров образования, установление жестких госстандартов, неравные возможности получения образования и т.д. «Наблюдается нарушение справедливости в выборе гибких форм и технологий образовательной деятельности личности. Речь идет не только о нарушении социальной справедливости, но и о более отдаленных экономических последствиях снижения качества общего и профессионального образования, так как подъем экономики зависит в первую очередь не от элитарной школы, а от широкого массового доступного образования, дающего высокую и сверхвысокую квалификацию всем взрослым людям» [3].

В конечном итоге нарушение социальной справедливости в сфере образования приводит к формированию групп с низким социальным статусом, социально отверженных, не способных выдержать конкуренцию на рынке труда, успешно адаптироваться в социуме. Чтобы преодолеть полосу отчуждения между «исключенными» и обществом, необходимо разрабатывать и активно внедрять программы получения образования теми молодыми людьми и взрослыми, которые в силу различных обстоятельств не смогли сделать этого раньше.

Миновав стадию экономической нестабильности, государство подошло к осознанию роли образования для обеспечения устойчивого развития общества. Сегодня задача подготовки высококвалифицированных работников выдвигается на первое место. Ее решение с необходимостью предполагает повышение уровня образования населения: общее и профессиональное образование становится экономически необходимым элементом развития способностей человека к труду, базой, фундаментом для получения профессионального образования.

Отметим, что большинство специалистов рассматривает образование не только как важнейший механизм выравнивания изначального социального неравенства молодежи и взрослых, продвижения по социальной лестнице, но и как условие их успешной интеграции в общество [1].

В системе российского образования происходят процессы совершенствования ее организации, структуры и содержания. Особенно существенны перемены в средствах и технологиях обучения. Развиваются новые формы дистанционного обучения, усиливаются тенденции к формированию открытого образования.

Открытое образование – это система, в которой образовательный процесс строится на основе целенаправленной, контролируемой, интенсивной самостоятельной работы обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте.

Открытая модель образования является результатом исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. В начале XX века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель, которая получила название открытой. На сегодняшний день открытое образование представляется наиболее демократичным, так как предоставляет возможность получать образование независимо от места проживания, возраста, состояния здоровья и других социально-демографических факторов. Другим его показателем является максимальный учет современных тенденций развития культуры общества, целенаправленная интеграция образования в общественные процессы. В числе других базовых характеристик открытого образования называются : качество, опережающий характер, доступность, креативность.

В связи с развитием системы открытого образования по-иному ставится вопрос о равенстве в получении образования, о выравнивании социальных шансов людей с помощью новых образовательных технологий, преодолении социального исключения в сфере образования. Цели «открытого» образования способствуют: развитию доступности образования в связи с растущими потребностями личности и динамично изменяющимися требованиями общества и рынка труда; повышению уровня гибкости образовательной системы и ее адаптации к многообразию социальных ситуаций; формированию академической мобильности потребителей образовательных услуг и образовательной системы, способствующей совершенствованию профессиональной мобильности и социальной защищенности граждан.

Открытое образование предоставляет широкую свободу выбора стратегии образования. Основным принципом здесь является понимание человека как центрального субъекта, инициирующего и организующего свой собственный процесс образования. Открытое образование носит опережающий, развивающий, адаптивный характер. Еще одним важным направлением развития современной образовательной системы открытого образования является ориентация на реализацию всемирной доктрины непрерывного образования, или «образования на протяжении всей жизни».

Актуальность формирования российской системы открытого образования обусловлена рядом специфических для России объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, которые определяют социальные приоритеты в сфере открытого образования, относят: стремление получить образование в удаленных престижных учебных заведениях; желание минимизировать материальные затраты на обучение; невозможность в силу социально-экономических причин оставить работу на время учебы; стремление использовать новейшие средства информатизации и телекоммуникации в учебном процессе и т.д.

Объективные факторы, стимулирующие развитие системы открытого образования в современной России, связаны с большой территорией государства, на которой неравномерно располагаются учебные заведения; удаленностью многих учебных заведений от места жительства обучающегося и т.д.

Таким образом, российская система открытого обучения призвана решить следующие социально значимые задачи:

–  удовлетворение спроса населения на образовательные услуги, не обеспеченные традиционными системами обучения;

–  предоставление широким слоям населения возможности получения образования по месту жительства, совмещения работы и учебы;

–  расширение круга потребителей образовательных услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселенных регионах, в районах, удаленных от научных и культурных центров страны;

–  возникновение дополнительных рабочих мест для персонала, разработчиков и производителей технических средств системы открытого образования;

–  решение проблемы занятости и повышения уровня подготовки специалистов за счет обучения в дистанционной системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

–  предоставление возможности получения основного и дополнительного образования русскоязычному населению зарубежных стран;

–  развитие механизмов экспорта и импорта российских образовательных услуг с целью укрепления экономической базы образования и влияния России на международной арене.

Конечно, открытое образование не может полностью компенсировать недостатки традиционной системы образования, полностью преодолеть социальное исключение в сфере образования. Социально ущемленные группы населения не всегда имеют доступ к информационным ресурсам по разным причинам (низкие доходы, отсутствие Интернета в населенном пункте и т.д.), тогда как для оптимальной модели открытого обучения необходимо наличие телефона, факсимильной связи, электронной почты, режима on-line в среде Интернет.

Важную роль играют и психологические условия. Следует отметить, что система открытого образования в большей степени ориентирована на личность учащегося, чем другие образовательные системы; также большая роль в ней отводится инициативе, активности самого учащегося. Соответственно, взрослый, выбирающий для себя режим открытого обучения, должен быть хорошо к этому подготовлен. Он должен иметь высокий уровень мотивации и четкое представление о своих образовательных запросах. Повышаются требования к его самоорганизации, навыкам самостоятельной работы и трудолюбию. Решаются эти проблемы благодаря личностному подходу.

Идея личностного подхода в открытом образовании в значительной степени соответствует концепции образования на протяжении всей жизни человека. Для ее реализации структура образовательных программ выстраивается таким образом, что открывается возможность каждому создать ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Такая организация образовательного процесса позволяет предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, обеспечивающих непрерывность обучения, получения среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Таким образом, открытое образование имеет достаточный ресурс для подготовки обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества.

Российское образование должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества. Однако формы организации получения и обновления знаний в России практически сохранились в неизменном виде. Реальными шагами в решении этих проблем являются: создание единой образовательной информационной среды; использование открытых форм обучения; обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и технико-технологическим ресурсам.

   Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, – одна из важных и актуальных проблем на сегодняшний день.

 
Литература

1.  Чупров В. И., Зубок Ю. А. Методология целостного подхода в социологии молодежи // Россия: новые цели и приоритеты / под ред. Г. В. Осипова, В. Н. Кузнецова, В. В. Локосова. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. – С.84-107.

2.  Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. Специальный выпуск: Современная французская социология. – СПб., 1999. – Т.2. – С.140-155.

3.  Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Концепция развития открытых систем образования взрослых // Человек и образование. – №1. – 2008. – С.75-82.

4.  Горбунова Л. Л. Модель открытого образования молодежи и взрослых. // Человек и образование. – №1. – 2008. – С.40-44.

5.  Марон А. Е., Монахова Л. Ю.  Тенденции развития современных систем открытого образования взрослых // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации : межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: ЛОИРО, 2007.

6.  Ринчинова Д. Н. Социальное исключение и бедность: соотношение понятий // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – №1. – С.365-372.

7.  Алешина М. В.,  Плеве И. Р. Социальный лифт или социальное исключение? // Высшее образование в России. – 2009. – №11. – С.126-131.


ЧЕЛОВЕК и ОБРАЗОВАНИЕ. - 2010. - №2. - С.28-31.