На главную http://iovrao.ru

ИОВ РАО преобразован в ФГНУ "Институт культурологии образования" РАО. Информация на этом сайте носит архивно-исторический характер, за исключением страницы журнала "Человек и образование" и раздела полезных ссылок.








Сегодня Четверг 23 Июня 2016 года



Книги ИОВ РАО

История развития образования взрослых в России /  под ред.  Е.П.Тонконогой. - СПб.: ИОВ РАО, 2000. - 200 с.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ГЛАВА 1.   ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ

 

§1. Из предыстории отечественного образования взрослых

 

Предыстория отечественного образования взрослых уходит своими корнями в эпоху развития российского просвещения XVIII века. Это было время, когда в стране возникали первые светские культурно-образовательные структуры, происходило становление гуманистической литературы, зарождалась прогрессивная философская общественная мысль.

До XVIII века понятия личности в гражданском смысле, как важнейшей ценности бытия, в стране не существовало. Человек воспринимался больше через религиозную призму, то есть не социально, вненаучно. Литература существовала только на церковно-славянском языке. Первые представления о личностном начале относятся к первой четверти XVIII века. Светское образование зарождается в стране в петровскую эпоху. Появляются типографии гражданской печати, светские библиотеки, развивается книжное дело, постепенно распространяются светские издания, возникает книжная торговля. Петровская школа, несмотря на свою профессиональную направленность, имела большое общекультурное значение. Российское общество, интегрируя патриархальные традиции и прогрессивные инновации, делало важный шаг в развитии общественного сознания, связанный с новым пониманием человеческой личности и ее роли в обществе.

Однако только с середины XVIII века в деле распространения образования наступает решительный поворот. Его главной целью становится не одна лишь необходимость в работнике для "государевой службы", а сам человек, его интеллектуальное, культурное, нравственное развитие.

Острая необходимость в приобщении людей к новым практическим делам потребовала оперативной конкретной профессиональной подготовки. В условиях нехватки элементарно грамотных людей в созданных "цифирных" школах вместе с подростками обучались люди далеко не детского возраста. Обучение носило практический характер, готовили профессионально-технические кадры и будущих чиновников. Возникли школы навигационные, артиллерийские, инженерные. Учение рассматривалось как особый вид государевой службы. В русской исторической литературе существует предположение, что Петр I даже духовную Академию хотел одно время обратить в своеобразный политехникум, который поставлял бы людей как для церковной службы, так и для гражданской, военной, строительной и медицинской профессий. Тем не менее петровская школа, несмотря на свою профессиональную направленность, имела большое общекультурное значение. Став светской, "она отреклась от прежнего страха ересей и новшеств" и явилась главной воспитательницей и созидательницей первого поколения русской интеллигенции"1.

Даже в порядке служебного долга, овладевая основами научного знания, человек, приобщаясь к культурным ценностям, ощущал изменение своего внутреннего мира, становление и рост самосознания в качестве личности и общественного существа.

При Петре I российское общество, интегрируя патриархальные традиции и прогрессивные инновации, делает важный шаг в развитии общественного сознания, связанный с новым пониманием человеческой личности и ее роли в обществе. В человеке перестают видеть только источник "греховности", теперь от него ждут активных личностно осознанных действий в пользу отечества.

В начале 30-х годов XVIII века "цифирные" школы были заменены в какой-то мере так называемыми гарнизонными школами для солдат при полках, но имели и общекультурное значение. В частности, они являлись основными "поставщиками" домашних учителей по математике для провинции (это явление нашло отражение в комедии "Недоросль" Д.Фонвизина).

И все-таки к середине XVIII века общий уровень образованности в России был еще невысок. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамотности, которые создавались частными лицами ("мастерами грамотности", как правило, священниками). И только с воцарением Екатерины II в деле распространения образования наступает решительный поворот. Просвещение начинает рассматриваться необходимым само по себе, а его главной целью становится не одна лишь государственная нужда в тех или иных работниках, а сам человек, его умственное и нравственное совершенствование.

Важной вехой в развитии просвещения становится возникновение общеобразовательной школы, начало которой было положено в 1755 г., когда были созданы Московский университет и две гимназии для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения, а в 1756 г. при университете – первая гражданская типография в Москве.

В 1782 г. издается указ о создании особой комиссии народных училищ, а в 1786 г. утверждается их устав, по которому в каждом губернском городе учреждались главные училища с пятилетним курсом обучения, впоследствии преобразованные в гимназии. Этим общим для России законодательным актом в сфере образования впервые в стране вводилась средняя общеобразовательная школа, бессословная и бесплатная, вместо прежней узкосословной и профессиональной. Целью образования становится воспитание человека и гражданина. Для обучающихся по распоряжению Екатерины II издается книга "О должностях человека и гражданина" – своеобразный официальный кодекс нравственных и общественных правил поведения человека, который в качестве учебника в течение длительного времени использовался во всех учебных заведениях страны1. Так практицизм, узкопрофессиональная направленность уступают место культурно-нравственным задачам. Образование все больше рассматривается как фактор социально-экономического и духовного развития.

С изданием указа о "Вольных типографиях" (1783 г.) ширится книгопечатание, развивается книжная торговля, в 80-90-е годы XVIII века в ряде городов появляются первые публичные библиотеки.

Выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков организует в 1773 г. в Петербурге "Общество, старающееся о напечатании книг" (в которое входит и А.Н.Радищев), тем самым положив начало первому в России издательству.

Укрепление издательской базы, помимо государственной, развитие книжной торговли, рост числа публичных библиотек способствовали не только повышению интереса к книге, но и объективно создавали новые предпосылки и возможности для расширения круга взрослых людей, приобщавшихся к основам культурно направленного образования.

"Из всех учреждений, служащих  просвещению народа, – писал Н.И.Новиков в своем журнале "Живописец", – печатание книг нужных есть наиполезнейшее". Он подчеркивал социальную роль образования и просвещения, их значение для развития личности, ее нравственных качеств, мировоззренческих способностей. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания – источником совершенства. Реализуя свои идеи на практике, он многое сделал для развития книжной торговли, особенно в провинции, основал и содержал первую народную школу в Петербурге. По существу, Н.И.Новиков предвосхитил один из важнейших принципов образования взрослых, выдвинутых в России на рубеже XIX–XX веков, о значении книги, ее распространении и общедоступности для образования и самообразования взрослых.

Просвещение ведет к формированию светского общества, расширению самосознания, национальной культуры, зарождению гуманистической литературы, в недрах которой формировались российская философия и социально-политическая мысль, в свою очередь стимулирующая и требующая развития образования, просветительной деятельности, способствующих социализации, духовному и нравственному совершенствованию, гражданской активности взрослого человека.

Через зарождающуюся демократическую русскую литературу, культурно-образовательную деятельность, вольное книгоиздательство, набиравшую силу свободную общественную мысль, связанную с именами Н.И.Новикова и А.Н.Радищева, формировалось представление о личностном начале как принципе социально-культурного исторического прогресса. Просветительство, у истоков которого стоял М.В.Ломоносов, выступало своего рода идеологией российского просвещения как направления общественной мысли. В этом взаимодействии образования, литературы, культуры, просвещения рождались первые попытки поиска форм культурного и личностно-направленного образования взрослых.

Несмотря на то, что, начиная с 20-х годов, правительство широко проводит в жизнь сословный принцип в системе образования, демократически настроенные сторонники просвещения ведут поиск новых форм образования, доступных малообеспеченным слоям. В начале XIX века появляются начальные школы, в которых могли обучаться крепостные крестьяне; волостные училища с 30-х годов готовят сельских и волостных писарей.

Предпринимается попытка организовать, как это делалось в Европе, школы взаимного обучения, или ланкастерские. Александр I в 1816 г. обратил внимание на их простоту и дешевизну устройства. Были посланы за границу молодые люди для изучения опыта работы таких школ. В Петербурге был образован особый комитет для устройства ланкастерских школ в России и создано по решению правительства общество для их учреждения. Они открывались для бедных и в полках для солдат, но вскоре правительство запретило их, заподозрив в них источник волнений1.

Особую значимость в обстановке подъема патриотического национального самосознания в обществе приобретают проблемы гуманизации и демократизации образования и культуры. Однако вскоре после окончания Отечественной войны 1812 г. происходит слияние Министерства народного просвещения и Министерства духовных дел (1817 г.), начинается наступление на гуманитарные и демократические аспекты образовательного дела, просвещения и культуры. Тем не менее проблемы духовного и гражданского развития личности, ее социального самосознания на основе активного приобщения к культурным ценностям, нравственного и интеллектуального развития и самосовершенствования продолжают волновать и привлекать демократически настроенных сторонников просвещения.



1 Корнилов А. Курс истории России в XIX в. Ч.I. – М., 1912. – С.20, 38.

1 Довнар-Запольский М.В. Из истории общественных течений в России/ Сб. статей. –  Киев, 1905. – С.286-290.

1 Булич Н.Н. Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX века. Т.2. – СПб., 1905. – С.228.

Открыто цветы в Георгиевске Служба доставки среди цветов. . Сварочные работы в спб услуги сварщика сварочные работы. . Обучение с помощью vr иммерсивное погружение новыи эффективныи способ обучения.