На главную http://iovrao.ru

ИОВ РАО преобразован в ФГНУ "Институт культурологии образования" РАО. Информация на этом сайте носит архивно-исторический характер, за исключением страницы журнала "Человек и образование" и раздела полезных ссылок.








Сегодня Четверг 23 Июня 2016 года



Книги ИОВ РАО

История развития образования взрослых в России /  под ред.  Е.П.Тонконогой. - СПб.: ИОВ РАО, 2000. - 200 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

В современных условиях социальных перемен образование взрослых как социально-педагогическое явление и социальный институт не может рассматриваться в статике, только как составная часть общей системы непрерывного образования в его вертикальных и горизонтальных измерениях.

Чтобы понять современную ситуацию образования взрослых в России и тенденции его развития на рубеже веков, необходим ретроспективный исторический анализ зарождения и развития этого чрезвычайно сложного полифункционального социального явления.

Необходимость исторического подхода к образованию взрослых обусловлена прежде всего тем, что без знания прошлого нельзя понять настоящее и разглядеть будущее. Диалектика как метод познания, составляющий сущность современного системного подхода, включает сформулированный еще Г.Ф.Гегелем принцип историзма, в соответствии с которым любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в его обусловленности внешними объективными факторами, в развитии и "самодвижении", что позволяет выявить его свойства и взаимосвязи с учетом особенностей конкретно-исторических условий данной эпохи. Это предполагает рассмотрение фактов, свидетельствующих об истоках зарождения и развития образования взрослых как социального явления, вызванного к жизни потребностями общества и человека в связи с учетом социально-экономических потребностей и социокультурной ситуации того времени, а также философских и социальных воззрений.

Ретроспективный анализ развития образования взрослых в России необходим на современном этапе и по другой причине: для восстановления объективного освещения историко-педагогического процесса и социокультурной преемственности между прошлыми поколениями деятелей образования взрослых и современными, между зарождавшейся теорией образования взрослых в дореволюционный период и ее развитием в советский период. В течение многих десятилетий бурное развитие различных форм образования взрослых во второй половине XIX и начале XX века в нашей историко-педагогической литературе не находило достойного глубокого отражения, труды выдающихся отечественных прогрессивных мыслителей и педагогов игнорировались, их имена, социальная и научно-педагогическая значимость деятельности в сфере образования взрослых не становились достоянием широкой педагогической общественности и отечественной культуры.

Распространенной была иллюзия, что начало становления образования взрослых в России относится к постреволюционному периоду, связанному с ликвидацией неграмотности народа, а все дальнейшее развитие шло только по восходящей – без недостатков и противоречий. Это привело к тому, что из курса истории педагогики, изучаемого в педагогических вузах, выпал целый пласт научно-педагогических знаний, связанных с зарождением андрагогики как науки о закономерностях образования взрослых. В исторической памяти и мышлении современных андрагогов – это существенный пробел, вызывающий отчуждение от ценностей отечественной педагогической культуры прошлого.

Ретроспективный обзор зарождения и развития образования взрослых позволяет выявить богатство зарождавшихся в России на рубеже XIX–XX веков андрагогических идей, которые представлены в данной монографии.

В результате исследований, проведенных в Институте образования взрослых РАО, выяснилось, что образование взрослых как социальное явление органически взаимосвязано с историей российского общества и культуры, с историей развития добровольных обществ, с развитием философских и социокультурных концепций и борьбой социально-политических течений на рубеже XIX–XX веков.

Корни предыстории образования взрослых уходят в эпоху развития российского просвещения XVIII века, когда в его недрах в процессе развития светских культурно-образовательных структур, гуманистической литературы зарождалась философская демократическая общественная мысль, способствовавшая развитию и саморазвитию человека как субъекта познания, деятельности, социальных отношений, гражданского самосознания, общественной и культурной жизни.

Во второй половине XIX века, после отмены крепостного права, развивающаяся промышленность требует грамотных рабочих, и многие прогрессивно мыслящие люди из разных слоев общества осознают необходимость не только культурного просвещения, но и образования народа. В связи с этим начинается бурный расцвет различных форм образования взрослых, а как следствие – зарождение андрагогических идей и появление термина "андрагогика", обозначающего науку о закономерностях образования взрослых.

Примечательно, что это происходит на основе антропологической философии, выдвигающей на первый план человека как субъекта познания и деятельности, осознающего свои образовательные и культурные потребности, стремящегося к саморазвитию и духовно-нравственному совершенствованию.

Анализ исторического развития образования взрослых позволяет утверждать, что, отвечая на социальные потребности общества в каждый конкретно-исторический период, оно было ориентировано на человека и несло в своем содержании, формах и методах огромный гуманистический заряд повышения его духовно-нравственной и социальной культуры.

Вместе с тем некоторые формы образования взрослых нередко использовались различными политическими течениями для пропаганды своих взглядов, идеологического давления, особенно в предреволюционный и советский периоды.

Рассматривая зарождение и развитие образования взрослых, авторы включили в этот анализ и современное его состояние, охарактеризовав его в контексте социальных перемен, происходящих в 90-е годы XX века.

В современной ситуации сложных и беспрерывно растущих экономических, политических, культурных общественных перемен возрастает значение образования взрослых в социальном созидании личности. Оно становится общественным механизмом социального регулирования и ориентирования, фактором, определяющим развитие самосознания целостной личности, ее интеллектуальной самостоятельности.

В обстановке затянувшегося кризисного периода, возникновения новой системы ценностей, переструктурирования экономики, вытеснения одних и распространения других форм собственности, меняющихся демографических тенденций, в атмосфере тревожности и неопределенности падает уверенность личности в себе, деформируются трудовые умения.

Сложность, противоречивость и неопределенность социокультурных ситуаций требуют от индивида не только способности к адаптации, но и умений преодолевать неуверенность в себе, развивать у себя стремление к повышению надежности и безопасности своих профессиональных и социальных действий, социальной и профессиональной мобильности, ответственности за свое поведение.

Недостаточный уровень образования, нарушение его непрерывности тормозят активность индивида в социальной, общественной сфере, в реализации гражданских и политических прав, препятствуют интеграции и обобщению личного и общественного опыта в процессе образования и самовоспитания. В то же время в обществе все больше нарастает экономическое неравенство, усиливается дефицит социальной справедливости, а декларированная демократизация подвергается коррозии.

Это тесное переплетение и взаимодействие политических, социальных, экономических явлений требует усиления социальных и культурно-мировоззренческих функций образования взрослых, его направленности на поощрение интеллектуальной самостоятельности и гражданской активности обучающихся, на помощь в эффективном использовании их прав и возможностей. И для обучающегося, и для обучающего актуальными становятся осмысление и понимание социализации как процесса развития, непрерывного формирования активной, сознательной и самостоятельной личности.

В условиях непрерывного усложнения и кризисного состояния, характеризующего нынешний период развития нашего общества, особенно усиливается роль образования взрослых как важного инструмента реализации необходимых социальных реформ.

Целью образования взрослых как социального института становятся: развитие активности и самостоятельности, интеллектуального и профессионального потенциала личности, уровня культуры, самосознания, совершенствования коммуникативных свойств, социального мышления, общественной мобильности, обеспечивающих интеграцию индивида с обществом, его непрерывное самосовершенствование как субъекта собственного и общественного развития.

Осуществление этих целей требует глубокой и последовательной гуманизации и демократизации всей сферы образования взрослых. Оно призвано удовлетворять потребности человека в осознании смысла жизни, своего места в социуме, человеческого и гражданского долга. Но еще часто рациональным представляется узкопрофессиональное образование. Происходит противостояние практики – теории, профессионалов – интеллектуалам. При этом искусственно занижается общественная значимость образования взрослых.

Образовательные проекты для взрослых разнообразны и не сводятся к строго очерченным дисциплинам. Глобальные социальные и культурные проблемы образуют мировоззренческую основу, на базе которой группируются остальные вопросы и сведения из разных областей знания и культуры.

Интеграция социокультурного, гуманитарного и профессионального, специального и конкретного отраслевого образования требует серьезного внимания, дифференцированного учета ориентаций, потребностей, запросов различных социальных, этнических, профессиональных, возрастных групп при структурировании образования взрослых.

Экстренная стоматология для животных в Санкт-Петербурге. https://fissman-sale.ru fissman посуда: что нужно знать о посуде fissman.