На главную http://iovrao.ru

ИОВ РАО преобразован в ФГНУ "Институт культурологии образования" РАО. Информация на этом сайте носит архивно-исторический характер, за исключением страницы журнала "Человек и образование" и раздела полезных ссылок.








Сегодня Четверг 23 Июня 2016 года



Труды сотрудников ИОВ РАО: Книги. Статьи. 

 

Е. А. Соколовская, Т. В. Шадрина. Андрагог... в поисках смысла / Андрагог в открытом обществе : материалы российско-польского семинара / под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. - СПб.; Иркутск; Плоцк, 2000. -  C. 4-6.

Тема международного научно-практического семинара, проведенного в Иркутске в мае 2000 года, — «Андрагог в открытом обществе» — отражает интерес научного сообщества и практикующих андрагогов к тем ориентирам развития образования взрослых, которые способствуют становлению открытого общества.

Одна из активно обсуждаемых на семинаре позиций (особенно в работе «круглых столов») — множественность подходов к пониманию сущности образования взрослых, андрагогики и их роли в развитии современного общества. Наиболее продуктивным на современном этапе представляется расширенное толкования феноменов «образование» и «андрагог». Осознание участниками семинара актуальности этой позиции согласуется с поиском объяснительных концепций образования в современной философии, социологии, культурологии и педагогике (образование как сфера жизни, культуры, общественный институт и др.) и пониманием андрагога как «призванного вести взрослого».

И научно-гуманитарное сообщество, и практика работы со взрослыми сходятся в необходимости ответить на вопрос — кто есть андрагог.

Очевидно, что в первую очередь обычно называют специалиста, профессионала, занятого в сфере образования взрослых в его организованных формах (преподавателей школ взрослых, вузов, институтов повышения квалификации, курсов и т. п.). Считают безусловно оправданным причисление к андрагогам социальных педагогов, работающих с разными категориями взрослого населения (в семье, в сфере досуга, пенитенциарных учреждениях и т. д.). К андрагогам относят организаторов образования, в сферу деятельности которых входит проектирование новых образовательных структур и видов деятельности педагогов, повышения их квалификации, инновационных процессов в образовании.

Далее говорят о социальных работниках как андрагогах, которые не только помогают людям, нуждающимся в социальной защите, но и поддерживают их, способствуют осознанию ими собственного потенциала, развивают стремление человека к самореализации и саморазвитию, укрепляют его позитивное социальное самочувствие.

Обсуждающие данную проблему полагают возможным считать андрагогами руководителей и управленцев разного уровня практически во всех профессиональных сферах, одна из задач которых — создание условий для развития и саморазвития профессионального и личностного потенциала работников организаций и предприятий. Андрагоги — это и просвещенцы, культпросветработники, организаторы досуга, туризма, разнообразных видов социокультурной деятельности взрослых. Видимо, этот ряд можно продолжить, имея в виду, например, широкий круг специалистов, занятых в социальной сфере, обслуживании населения, не эпизодически, а в течение достаточно длительного времени организующих и направляющих деятельность взрослого человека.

Основанием для такого расширенного понимания феномена «андрагог» в современном обществе» (соответственно «андрагогики») стало осмысливание участниками семинара социальной миссии людей, работающих со взрослыми, их ориентации и реальных эффектов деятельности.

В ходе обсуждения данной проблемы стало вырисовываться в качестве наиболее значимого, главного эффекта деятельности андрагога осознание взрослым человеком перспектив и смысла его жизнедеятельности. Мы бы добавили — возможностей их согласования с ценностями открытого общества.

Роль образования взрослых в движении России к открытому обществу — существенный аспект обсуждаемых проблем, зафиксированный в теме семинара. Обозначим основные позиции, прозвучавшие в дискуссиях.

В современной российской действительности теснейшим образом переплетены проблемы формирования концепции открытого общества и проблемы развития «открытости» подрастающего поколения и активно действующих взрослых миру и его гуманистическим ценностям, диалогу, новой деятельности. По словам Дж. Сороса, понятие «открытое общество» — это та концептуальная оболочка, которую еще нужно заполнить конкретным содержанием (Известия, 15. 01. 98.).

Сущность открытого общества — его открытость будущему. Это общество индивидуальной свободы. Однако не может быть свободы там, где граждане не нуждаются в этой свободе (К. Поппер). Образование взрослых — одна из тех сфер жизни человека, которая «ведет к свободе» — свободе мысли, духа, ответственного действия. По словам Поля Беланже, директора Института ЮНЕСКО но образованию, в России «перед лицом экономических, социальных и политических изменений граждане должны больше знать и понимать для того, чтобы участвовать, а участвовать, чтобы творить, создавать» (Беланже П. Образование взрослых - шаг России в XXI век // Новые знания. - 1999. №2. - С.1).

Андрагог как человек, работающий со взрослыми в различных ситуациях формального, неформального, информального образования, «ведет» его не только к решению поставленных конкретных задач, но и к критическому осмысливанию реальности, к сознательному расширению партнерских связей в цивилизованном обществе, диалогу ценностей и культур как в ближнем, так и в более широком — общероссийском, европейском, мировом пространстве, к толерантности и «конституционному патриотизму »(М. В. Рац).

Открытое общество — общество, основанное на человеческих знаниях и ценностях, позволяющее каждому человеку, независимо от возраста, индивидуально или коллективно реализовать свой потенциал. Но, как отмечалось в Гамбургской декларации, принятой на 5 конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых (июль 1997г.), «... это не только право, это еще и ответственность каждого как перед другими людьми, так и перед обществом в целом... Образование взрослых и детей — один из принципиальных способов существенного увеличения активности и продуктивности, в самом широком смысле этих слов, который необходим, чтобы достойно встретить те различные проблемы, к которым ведут великие перемены».

Семинар, собравший представителей разных государственных и общественных организаций России и Польши, способствовал введению в активное осмысливание идей, источников, позиций, заявляемых международным сообществом. Так, расширительное понимание участниками семинара сферы деятельности андрагога подтверждалось ссылками на материалы конференции ЮНЕСКО, подчеркивающие новую роль государства и социальных организаций в развитии образования взрослых. «С развитием партнерских связей между организациями, народами или отдельными людьми роль государства меняется. Оно должно не только оказывать услуги по образованию взрослых, цо и быть органом управления и развития, способным помочь советом и материально... Правительство и социальные структуры должны поддерживать стремление людей к образованию, предоставляя им возможность получения знаний на протяжении всей жизни. В самом правительстве образование взрослых не должно ограничиваться деятельностью министерства образования: все министерства должны поддерживать образование взрослых, а для этого необходима их кооперация. Более того, в это должны быть вовлечены общественные и государственные организации, союзы, работодатели, национальные и этнические меньшинства — все, кто, взаимодействуя, могут дать новые возможности и создать условия для образования людей на протяжении всей жизни».

Принятие андрагогом миссии — «вести взрослого» к открытому обществу — предполагает развитие соответствующей методологии его деятельности, в основе которой — понимание сущности современной идеи непрерывного образования не как обучения, а как учения человека на протяжении всей жизни и роли андрагога в этом процессе.

Непрерывное образование человека — явление более глобальное (поскольку касается всех), чем включение взрослых в организационные формы образования, создание системы непрерывного образования людей для целей развития производства, экономики, социума. Эта идея предполагает иную позицию учащегося человека. Он — истинный субъект образовательного процесса, сам определяющий, чему и как ему учиться для выполнения своих жизненных задач и планов. Поскольку непрерывное образование не ограничено конкретными сроками обучения, «стенами» и правилами учебного заведения, оно «приобретает черты жизнедеятельности», а сама жизнь человека — «черты непрерывного образовательного процесса» (Г. Л. Ильин). На этом фоне «вести» взрослого учащегося — значит содействовать развитию этого процесса на всех .уровнях государственного и общественного устройства.

Таким образом, взрослый человек, выступая активным субъектом образовательного процесса, сам определяет меру своей включенности в него и взаимодействия с об-разователем, андрагогом. В то же время практика фиксирует, казалось бы, парадоксальные ситуации. Социальный работник, исповедующий гуманистические ценности, стремящийся их реализовать в работе со взрослыми, нуждающимися в его профессиональной поддержке, неожиданно для себя и окружающих оказывается нередко «виновником» ухудшения социального самочувствия своих клиентов, «принудительно организуя человеческое счастье» (Н. Бердяев). Активное сострадание, гиперопека, которые андрагог соотносит с высшими профессиональными ценностями, в реальности приводят к утрате «подопечным» необходимой и возможной самостоятельности, к убеждению в собственной беспомощности даже в ситуациях, раньше самостоятельно разрешаемых, или к сознательной иждивенческой позиции. В тоже время при уменьшении, хотя и оправданном, опеки возможна агрессивность или, наоборот, депрессия. Нередко социальное самочувствие «клиента» ухудшается при осознании своей зависимости от социального работника, неудовлетворенном желании «отплатить» за заботу, быть действенно благодарным. Данные эффекты профессиональной деятельности социальных работников во многом предопределены «сбоем» в ее ориентирах, несформи-рованностью методологического (андрагоги-ческого) мышления, неумением предусмотреть эффекты того или иного профессионального решения.

Стратегия взаимодействия с «клиентом», вырабатываемая социальным работником, базируется, как звучало в ходе обсуждения, на складывающейся, к сожалению, в нашем обществе позиции по отношению к немолодым людям как к «отработанному материалу» (Л.Б. Волынская): личностный опыт людей, нуждающихся в поддержке, прежде всего пенсионеров не может представлять интереса, более того — должен быть поскорее изжит. Сами же «клиенты», уязвленные активным предъявлением этой позиции как в современных СМИ, так и в обыденной жизни, либо с достаточно высокой степенью агрессивности отстаивают безусловную позитивность опыта, либо «теряют себя».

Движение к открытому обществу предполагает переоценку многих позиций по отношению к ценностям для социума опыта каждой личности: вскрытие психологического потенциала любого возраста, потенциала критического мышления, предъявление способов позитивного самоутверждения, выстраивание процессов взаимодействия на основе интегративного согласования опытов и т. д. В данной ситуации андрагог, осуществляя свою миссию, должен соотносить собственные конкретные действия с формирующейся идеологией открытого общества.

Негативные эффекты, сопряженные со «сбоями» в методологии, отмечались (в ходе обсуждения) и в сфере инновационной деятельности педагогов, когда они ориентируются руководителями образования на обязательность инноваций без учета возрастной, психологической и профессиональной готовности к ним педагогов.

Анализ этих примеров со всей очевидностью подводит к тому, чтобы выделить в проблемном поле образования и андрагоги-ки необходимость определения ведущих ориентиров деятельности андрагогов, их идеологии.

Одним из итогов обсуждения было формулирование ведущих профессиональных идей и принципов деятельности андрагогов. Это:

–  признание образования взрослых важнейшим фактором развития личности, общества, государства;

–  установка на реализацию личност-но-центрированного подхода в работе со взрослыми, предполагающего право взрослого на самостоятельный выбор целиу ценностей и способов образовательной деятельности;

–  ориентация на организацию образовательного процесса с учетом возраста, жизненного и профессионального опыта обучающихся;

–  сотрудничество и партнерство как способ взаимодействия в образовательном процессе;

–  установка на взаимообмен, взаимообогащение опытами в процессе взаимодействия и образовательной деятельности;

–  ориентация на поддержку и развитие у взрослых обучающихся саморегуляции деятельности (самостоятельности, самообразования, самопрогнозирования) и самореализации в ней;

–  выбор способов обучения (информационный,  проблемный,  социально-ролевой, поисковый, программированный), адекватных поставленным задачам и особенностям контингента;

–  установка на удовлетворение потребности взрослых в теоретико-практических знаниях и навыках, помогающих людям справляться с задачами, которые выдвигает жизнь.

Принципиально, что участники семинара подчеркивали значимость разработки проблемы идеологии деятельности андраго-га для развития различных видов социальной и профессиональной деятельности, где профессионалы с необходимостью реализуются и как андрагоги. Постепенно выкристаллизовывалась идея, что андрагога можно рассматривать и как особую «ипостась» любого специалиста, работающего со взрослыми. Такая концептуализация проблемного поля андрагогики предопределяет понимание образования взрослых

–  как сферы и процесса развития личности на протяжении всей жизни;

–  как одного из механизмов «в руках андрагога», который помогает ему содействовать решению разных жизненных проблем своего социального партнера и в то же время реализовывать высшие смыслы и цели своей социальной деятельности.

Один из существенных аспектов обсуждения — волонтерство в работе со взрослыми, нуждающимися в социальной защите и в интеграции их в современное общество. Волонтерство рассматривается как «серьезный досуг» (Р.А.Стеббинс), позволяющий андрагогу реализовать себя вне работы, приобрести специальные знания.

В данном сборнике представлены материалы, отражающие различные аспекты проблемы «андрагог в открытом обществе», в совокупности дающие представление о современном состоянии ее разработки в науке и практике, перспективах дальнейших исследований и практических решениях. Опубликованы все поступившие в оргкомитет материалы, что позволяет с наибольшей полнотой обозначить проблемное поле поисков.

Статьи сгруппированы в следующие рубрики:

Образование взрослых как поле деятельности андрагога.

Взрослый в образовательном процессе.

Андрагог: сферы и особенности деятельности.

Андрагог в системе повышения квалификации педагогов.

Подготовка андрагогов в системе непрерывного образования.

Андрагог - преподаватель педагогического учебного заведения.

Данный сборник — приглашение к участию в разработке обозначенной проблемы — «андрагог в открытом обществе».

 

Е. А. Соколовская, Т. В. Шадрина

 

(2000).

 

 
gaminator online здесь