На главную http://iovrao.ru

ИОВ РАО преобразован в ФГНУ "Институт культурологии образования" РАО. Информация на этом сайте носит архивно-исторический характер, за исключением страницы журнала "Человек и образование" и раздела полезных ссылок.








Сегодня Четверг 23 Июня 2016 года



Новости

[ 15 Апреля 2009 г. ]

Заседание бюро профессионального образования РАО

ПРОТОКОЛ № 4
заседания Бюро отделения профессионального образования РАО
15 апреля  2009 года
г. Москва

Присутствовали:

Действительные члены РАО:
Баврин Иван Иванович
Ткаченко Евгений Викторович

Члены - корреспонденты РАО:
Аристер Николай Иванович
Карамурзов Барасби Сулейманович
Чистякова Светлана Николаевна

Приглашенные:
Марон А.Е.(ИОВ РАО)
Юнацкевич П.И.(ИОВ РАО)
Гильмеева Р.Х.(ИПППО РАО)
Залялова А.Г. (Казанский педагогический колледж)
Змеев С.И. (ММА им.Сеченова)
Лернер П.С. (ИСМО РАО)
Строева Г.В. (Нов.ГУ им.Ярослава Мудрова)
Петрова Т.В. (ОПО РАО)
Скиба С.А. (ОПО РАО)

Председательствующий –
ПОДУФАЛОВ Николай Дмитриевич

Повестка

1. Развитие андрагогики как области  профессионально-педагогического знания и социальной практики

Сообщение  Марона  А.Е.,
д.п.н., профессор
ИОВ РАО
г. С- Петербург

2. Формирование социально-гуманитарной составляющей профессиональных компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования
Сообщение  Гильмеевой  Р.Х.,
д.п.н., профессор
зав.лабораторией гуманитарной
подготовки ИПППО РАО
г. Казань

3.Вопросы членов отделения

1.Развитие андрагогики как области  профессионально-педагогического знания и социальной практики

Сообщение  Марона  А.Е.,
д.п.н., профессор
ИОВ РАО
г. С- Петербург

Вопросы задали: Ткаченко Е.В.,  Карамурзов Б.С., Змеев С.И., Подуфалов Н.Д., Чистякова С.Н.

В обсуждении принимали участие: Карамурзов Б.С., Строева Г.В., Юнацкевич П.И., Ткаченко Е.В., Чистякова С.Н., Змеев С.И., Подуфалов Н.Д.

Заслушав и обсудив сообщение А.Е.Марона «Развитие андрагогики как области  профессионально-педагогического знания и социальной практики»

Бюро Отделения профессионального образования РАО ОТМЕЧАЕТ, что исследование андрагогических проблем образования взрослых имеет важное значение для инновационного развития всей сферы образования России. Автор сообщения дал достаточно полный анализ понятийного аппарата, объекта, предмета исследований структуры андрагогики, этапов ее становления, ведущих философско-методологических, социально-педагогических, управленческо-дидактических функций в контексте запросов меняющегося рынка труда. Выявлены наиболее актуальные направления образования взрослых и представлены результаты исследований систем опережающего образования, адаптивных систем, открытых систем общего и профессионального образования взрослых. Обоснована значимость комплексного анализа реальных объектов образования взрослых с учетом специфики взрослой личности, этапов ее жизненного и профессионального становления. Предложена система мер по развитию общего образования подростков и молодежи, преемственно дополняющая Приоритетный Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа».
Бюро Отделения профессионального образования РАО ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Сообщение А.Е.Марона принять к сведению.

  1. Считать актуальными научными направлениями проведение фундаментальных и прикладных  исследований андрагогических   проблем  образования  различных   категорий молодежи и взрослых и разработку систем опережающей подготовки специалистов.
  2. Рекомендовать ИОВ РАО усилить комплексность и прикладную направленность исследований, связанных с разработкой междисциплинарной  концепции опережающего образования, нацелив  ее  на повышение качества и эффективности деятельности институциональных систем образования (служб занятости, организаций, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации различных категорий профессиональных кадров и др.), разработать концепцию  модернизации  вечерних школ, учебных программ  и  необходимого  учебно-методического обеспечения.
  3. Рекомендовать издательскому Центру «Академия» включить в план изданий подготовленную в ИОВ РАО серию учебных пособий в области актуальных проблем образования взрослых – «Основы андрагогики: опережающее образование», 20 п.л., «Междисциплинарный словарь терминов: - непрерывное образование взрослых» - 25 п.л.

Отв. -Подуфалов Н.Д., Подобед В.И., Марон А.Е.

2. Формирование социально-гуманитарной составляющей профессиональных компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования
Сообщение  Гильмеевой  Р.Х.,
д.п.н., профессор
зав.лабораторией гуманитарной
подготовки ИПППО РАО
г. Казань

Вопросы задали: Ткаченко Е.В., Карамурзов Б.С., Чистякова С.Н., Шилова  О.Н., Юнацкевич П.И., Марон А.Е., Подуфалов Н.Д.

В обсуждении принимали участие: Ткаченко Е.В., Чистякова С.Н., Подуфалов Н.Д.

Заслушав и обсудив сообщение Гильмеевой Р.Х. «Формирование социально-гуманитарной составляющей профессиональных компетенций студентов УСПО»,
Бюро отделения профессионального образования РАО ОТМЕЧАЕТ, что исследование проблемы социально-гуманитарной составляющей профессиональных компетенций студентов имеет существенное значение для развития процессов модернизации профессиональной школы. Автором сообщения дана характеристика современного состояния теоретических и практических аспектов реализации компетентностного подхода в процессе профессионального образования в контексте глобализации.
Теоретическая и практическая значимость исследовательской проблемы обусловлена острой потребностью российского общества, решающего в наши дни проблему своего политического, экономического, социального, идеологического, духовно-нравственного и культурно-эстетического переустройства на основе приоритета человеческого фактора. Именно этим объясняется изменение парадигмы  профессионального образования,  заключающееся в ориентации содержания и технологий на актуализацию социально-гуманитарной составляющей.
Названная  составляющая получила отражение в разработанной модели формирования ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки с учетом структуры профессиограммы, технограммы и психограммы. Данная модель рассматривается на семи структурных уровнях: теоретико-методологическом, структурно-функциональном, структурно-содержательном, профессионально-личностном, структурно-проектировочном, технологическом и критериальном.
Установлены приоритетные условия реализации модели: организационно-управленческие, содержательные, технологические, психолого-педагогические, контрольно-диагностические и учебно-методические. Определены принципы отбора и структурирования дидактических единиц социально-гуманитарного знания, соответствующих содержанию ключевых профессиональных компетенций.

Бюро Отделения профессионального образования РАО ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Сообщение Р.Х. Гильмеевой принять к сведению.
  2. Рекомендовать разработчикам стандартов нового поколения среднего профессионального образования учесть социально-гуманитарную составляющую профессиональных компетенций студентов.
  3. Провести экспертизу и обратиться в Министерство образования и науки РФ с ходатайством о рекомендации к изданию учебно-методического пособия «Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в процессе гуманитарной подготовки» (для учреждений среднего профессионального образования)

Отв.- Мухаметзянова Г.В.
Гильмеева Р.Х.
Подуфалов Н.Д.

Срок – 3 кв.2009 г.


3.Вопросы членов отделения

I. Академик-секретарь ОПО РАО Н.Д. Подуфалов  представил членам отделения на утверждение состав Экспертной группы Отделения профессионального образования РАО (экспертиза планов научных исследований, научных отчетов, выполненных научных работ) и Экспертной группы по выборам в члены РАО (экспертиза материалов, представленных на кандидатов в члены РАО).
Н.Д. Подуфалов  предложил в состав Экспертной группы Отделения профессионального образования РАО:

  1. Подуфалов Н.Д. – председатель
  2. Баврин И.И.
  3. Геворкян Е.Н.
  4. Жураковский В.М.
  5. Кубрушко П.Ф.
  6. Манушин Э.А.
  7. Мухаметзянова Г.В.
  8. Новиков А.М.
  9. Попков В.А.
  10. Смирнов И.П.
  11. Соколова И.И.
  12. Ткаченко Е.В.
  13. Чистякова С.Н.

ПРОТОКОЛЬНО: Принято решение утвердить состав Экспертной группы Отделения профессионального образования РАО

Состав Экспертной группы по выборам в члены РАО:

  1. Матросов В.Л. – председатель
  2. Баврин И.И.
  3. Берулава М.Н.
  4. Мухаметзянова Г.В.
  5. Попков В.А.

ПРОТОКОЛЬНО: Принято решение утвердить  состав Экспертной группы по выборам в члены РАО

II. Академик-секретарь ОПО РАО проинформировал членов отделения о возможности выделения вакансий по выборам в члены РАО и предложил следующие специальности:
Одна вакансия по специальности:
Специальность действительного члена РАО «Теория и методика педагогического образования»

Две вакансии по специальностям:
Специальность члена –корреспондента РАО «Теория и методика медицинского образования»
Специальность члена –корреспондента РАО «Теория и методика гуманитаризации инженерного образования»

ПРОТОКОЛЬНО: Поддержать предложение Н.Д. Подуфалова о вакансиях по выборам в члены РАО

III. Академик РАО Ткаченко Е.В. предложил  внести в  План заседаний Бюро ОПО РАО  на май с.г. и рассмотреть вопрос  Аристера Н.И., чл.-корр. РАО,  по теме «О новом перечне специальностей ВАК Минобрнауки России». Вопрос Соколовой И.В., директора ИПО РАО,  запланированный ранее на это время перенести на июнь с.г.

ПРОТОКОЛЬНО: Учитывая согласие Аристера Н.И. предложение было поддержано членами Отделения профессионального образования РАО

Академик-секретарь
отделения профессионального
образования РАО
Н.Д. Подуфалов


дипломную работу по психологии купить | переподготовка повышение квалификации работников